Изучение проблемы конфликта в различных отраслях научного знания имеет давние традиции. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные сведения о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Например, еще Сократ разработал искусство полемики (искусство ведения спора). Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические, социальные и психологические последствия.
Медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном споре стороны — медиатора. Эта особая форма посредничества призвана содействовать конфликтующим сторонам в как можно более скором приведении спора к взаимовыгодному и жизнеспособному решению, причем медиатор лишь способствует созданию условий для этого, а не выносит решение в пользу той или иной стороны.
Медиация как способ разрешения конфликтов может применяться не только в гражданско-правовых отношениях, но и в школе. Это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.
Без внимания не остаются любые школьные конфликты: между детьми, учителями и детьми, родителями и учителями. Как правило, конфликты между детьми становятся известны взрослым только после произошедшего насилия и когда кто-то реально пострадал. Школа и семья должны сделать все возможное, чтобы конфликты вовремя предотвратить и не доводить ситуацию до крайности.
Внедрение школьной медиации приводит к общему улучшению обстановки в коллективе, где каждый — ребенок, педагог, родитель, — начинает чувствовать себя более защищено. «Школьная медиация», как и «медиативный подход» в целом, решают именно эту задачу, содействуя формированию благоприятного климата для всех участников образовательного процесса. Роль школьных медиаторов могут выполнять учителя, психологи, социальные педагоги и ученики («группы равных»), прошедшие специальную подготовку. Медиатор должен выявить движущие мотивы конфликта, создать условия для лучшего понимания сторонами друг друга и выработки совместного решения, отражающего их интересы. При этом медиатор не предлагает и не выносит решение.
Между тем в массовой школе для разрешения конфликтов чаще всего используется административное давление. Если конфликт дерущихся подростков покажется учителю серьезным, он ведет их к директору, вызывает в школу родителей. На формы выражения протеста ученика – отказ посещать уроки, нарушение дисциплины, — у администрации всегда найдутся репрессивные методы вплоть до исключения из школы. Но ведь есть принципиально другие подходы к общению с детьми.
Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать, можно обучиться. И чем раньше мы начнем это обучение — тем лучше.
Уважаемые родители, учителя, дети!
Если у Вас возник конфликт с одноклассником, учителем или с вашими родителями, и вы не можете его разрешить, приглашаем Вас обратиться в Школьную службу медиации.
Руководитель службы заместитель директора по УВР Рекунова Л. Ю.
Так же Вы можете обратиться за помощью к педагогу – психологу Середкиной И. А.
или социальному педагогу Завалишиной Е. В.